Технологии изготовления металлических значков.

Хотя существуют и значки «под пленкой», и значки, носителем изображения на которых являются разнообразные типы пленок и пластиков, наиболее престижными и «носимыми» являются традиционные металлические значки. На стадионе или дискотеке вполне нормально выглядит круглый значок с ярким портретом кумира, но на лацкане пиджака сотрудника современной компании он неуместен. И никакие металлизированные краски и пленки не могут повторить блеск настоящего металла, оттененного сочными цветами эмалей.

Эта статья обращена к сотрудникам рекламных агентств и организаций, по роду своей деятельности связанных с заказами таких рекламных изделий как значки. Здесь в сжатой форме дан обзор современных, наиболее популярных технологий, применяемых при изготовлении металлических значков, брелоков, зажимов для галстуков и некоторых других видов металлических сувениров. Детальное описание любой из перечисленных в статье технологий потребует нескольких томов. Но для того чтобы иметь общее представление и владеть терминологией, этой статьи будет достаточно.

Химическая гравировка — самый распространенный способ изготовления плоских значков с эмалями

Процесс подобен способу изготовления печатных плат. Изготовление начинается с того, что дизайнер разрабатывает на компьютере черно-белую модель значка, где одним цветом изображен металлический рельеф, а другим — углубления для нанесения эмалей. Распечатанный макет представляет собой фотоформу, почти такую же, как используются в полиграфии. Фото способом  изображение переносится на металл с нанесенным светочувствительным слоем (обычно используют латунь или томпак), проявляется и подвергается химической обработке. Кислота растворяет незащищенный фотоэмульсией металл на требуемую глубину, образуя углубления, в которые будут заливать эмали. После того как металлические пластинки обрели рельеф, на специальном прессе из них вырезают значки требуемой формы. Затем на основу значка приваривается заколка, которой значок будет крепиться к одежде, и наносятся эмали.

Достоинства. Благодаря фотопереносу этим способом можно с очень высокой точностью передать все линии и тексты эскиза (точность — 0,05 мм), кроме того, путь от эскиза до готового изделия очень короток. Так как используется только один штамп для вырезки контура значка, расходы на оснастку ниже, чем при штамповке.

Недостаток у этого способа только один — невозможность получить трехмерное изображение, например, барельефный портрет.

Штамповка — самый традиционный способ (применялся еще в древнем Китае), с помощью которого производят значки, медали и многое другое. Сначала по подготовленному эскизу гравер (это профессия, а не прибор) на стальной цилиндрической заготовке вырезает специальным инструментом мастер-пуансон. Рельефное изображение на мастер-пуансоне точно соответствует рельефу будущего значка со всеми текстами и изображениями. Затем на прессе с усилием 400—1000 т мастер-пуансон вдавливается в стальной цилиндр, копируя обратный рельеф. Таким образом получается формовочная матрица значка. После закалки формовочная матрица ставится на чеканный пресс и на нем, с усилием около 100 т, чеканят значки из мягких металлов (алюминий, медь, томпак, нейзильбер, латунь). Отчеканенные значки на обоечном прессе обрезаются по контуру и на них крепится заколка. Далее проходят покрытие и на них наносятся эмали.

Достоинства. Этот способ незаменим при изготовлении изделий с трехмерным изображением, он экономичен при изготовлении больших (более 2000 шт.) тиражей изделий. Его недостатками являются высокая стоимость оснастки, большой срок ее изготовления (не менее двух недель) и низкая точность передачи изображений, потому что в данном случае она ограничена мастерством гравера и, как показывает опыт, часто страдают шрифты и геометрически правильные изображения.

Литье

Для изготовления ажурных значков применяют вакуумное литье по выплавляемой модели. Эта технология была разработана ювелирами и в основном применяется для изготовления изделий из драгоценных металлов. Сейчас она широко доступна и для изготовления сувенирной продукции.

Сначала вырезают модель будущего изделия (этот процесс аналогичен изготовлению мастер-пуансона при штамповке, особенностью является то, что модель вырезают с проработкой реверса изделия). При этом она должна быть проработана во всех деталях — все шероховатости и мельчайшие подробности будут повторены во всех тиражируемых экземплярах. (Самое время после изготовления модели согласовать ее с заказчиком, ибо дальше процесс будет необратимым и внести изменения будет невозможно!) Затем модель заливают специальным силиконом и после полимеризации аккуратно разрезают, в результате получая штамп для воска. В этот штамп под давлением заливают расплавленный воск и после остывания вынимают восковую копию модели. Это повторяют столько раз, сколько готовых изделий необходимо получить. После того как весь тираж изделий в виде восковых моделей готов, приступают к формовке, т. е. заливают их смесью, очень похожей на гипс. После высыхания форм вытапливают из них воск и в вакуумной камере заливают в полученную форму расплавленный металл. Вакуум необходим для того, чтобы жидкий металл, выливаясь в форму, заполнял все мельчайшие детали.

Особенности вакуумного литья по выплавляемой модели таковы, что позволяют изготавливать ажурные изделия с хорошей проработкой деталей, но стоимость изготовления их довольно высока.

 Эмали и лаки

Наиболее популярными видами эмалей являются различные акриловые лаки с цветными наполнителями. По своей природе они аналогичны автомобильным краскам. Благодаря высокой механической стойкости, эластичности и широкой цветовой гамме они чаще всего применяются при изготовлении значков. Традиционно такие эмали называют холодными, или 50Й епате15. На металлическое изделие, которое имеет специальные углубления, такие эмали наносятся вручную специальным шприцом. Это трудоемкий процесс, который требует от эмальера опыта работы и специфических знаний. После нанесения изделие с эмалями проходит тепловую обработку при температуре 70—90 градусов. После того как нанесены все цвета эмалей, изделие покрывают лаком. Лакировка защищает эмали от старения и механических воздействий. Если не лакировать, то со временем на них появляются невидимые глазу царапины, эмали тускнеют и изделие «стареет». Лаковое  покрытие может иметь толщину от 0,05 мм до 3 мм. Толстые покрытия  принято называть лаковой шляпкой, которая по внешнему виду похожа на покрытие объемной наклейки и применятся только на плоских значках, изготовленных химической фрезеровкой. Штампованные изделия часто покрывают тонким слоем тонирующего лака темно-серого цвета для подчеркивания рельефа.

Традиционные горячие эмали, которые можно увидеть на государственных наградах, представляют собой стеклоподобную массу, которая может быть прозрачной или глухой (непрозрачной). Эти эмали, называемые также hard enamals, или hot enamels, или клуазон, представляют собой керамическую массу, окрашенную солями различных металлов. В связи с этим полная палитра горячих эмалей насчитывает не более 200 цветов, включая прозрачные и глухие. Они наносятся на изделия в виде кашицы, представляющей собой растолченную в порошок эмаль с водой. После нанесения изделие с эмалями помещают для обжига в печь с температурой 600—800 градусов, где эмали оплавляются. Затем изделие вынимают из печи и, охладив, шлифуют алмазными абразивами. Наносят такие эмали на томпак (сплав меди и цинка), серебро или золото. По сравнению с холодными эмалями они являются более трудоемкими и, соответственно, дорогими. Этот вид эмалей применяется, как правило, для наград или художественных изделий. Изделия с горячими эмалями не лакируют, а для предотвращения окисления металла покрывают гальваническим золотом или серебром.

Покрытия металлов

Так как для изготовления значков в основном используют медные сплавы (медь, латунь, томпак), которые со временем под воздействием кислорода окисляются, металл необходимо защитить. Для этого применяют различные виды химических и гальванических покрытий:

  1. пассивация — латунь приобретает лимонно-желтый цвет, томпак — желтый, изделие, обработанное таким образом, не тускнеет длительное время (по опыту — около двух лет);
  2. гальваническое покрытие блестящим никелем (толщина покрытия — 5—б мк) — блестящее покрытие стального цвета с высокой механической стойкостью, не тускнеет со временем;
  3. двухслойное гальваническое покрытие никель—золото (никель — 5—6 мк, золото — от 0,1мк) — блестящее покрытие золотого цвета, интересно тем, что при механическом стирании относительно тонкого слоя золота в процессе ношения значка внешний вид изделия практически не меняется благодаря подслою блестящего никеля.

Фурнитура

Традиционная советская значковая булавка осталась в истории, на смену периодически отпадающему от значка и расстегивающемуся изделию из проволоки пришли так называемые еврозаколки, или бабочки.

На самом деле велосипед никто не изобретал, заколка типа бабочка является уже много лет стандартным методом крепления значка во всем мире. Конструктивно такой вид крепления представляет собой гвоздь, который приварен к реверсу значка, и металлический диск, который одевают на гвоздь с изнанки одежды. Гвоздь должен иметь фиксатор, предотвращающий вращение значка на гвозде. Основные преимущества перед архаичной булавкой очевидны: не рвет одежду, не колет пальцы, симпатично на вид.

Для тех, кто считает, что бабочка недостаточно плотно удерживает изделие, существуют разнообразные цанговые зажимы, которые крепятся на точно такой же гвоздь, что и бабочка. Стоимость цангового зажима выше, чем у стандартной бабочки.

Изделия из нескольких деталей

Эксклюзивные значки, нагрудные знаки обычно изготавливают из нескольких деталей. В этом случае могут применяться несколько различных технологий. Примером может служить нагрудный знак «Регистра судоходства Украины». Основа знака —  штампованная деталь эллиптической формы в виде адмиралтейского якоря с якорной цепью, на ней медальон с эмалями и текстом «Регистр судоходства Украины»; корабль выполнен химической и литойгравировкой. На кольце якоря расположен литой ажурный тризуб. Все детали знака, кроме тризуба, собраны на штифте с резьбой. Хотелось бы отметить, что при изготовлении подобного рода изделий недопустимы клеевые соединения. Традиционно такие изделия должны быть собраны или на резьбовых соединениях, или на штифтах. Штифт — это металлический штырек диаметром до 1 мм, который припаян на одну из деталей и, проходя через отверстие в другой детали, аккуратно развальцовывается. Эксперимента приклеиванием элементов, как правило, заканчиваются тем, что после успешной сдачи заказа через некоторое время под воздействием влажности изделие начинает рассыпаться. Учитывая, что такие изделия предназначены для использования в течение нескольких лет, это недопустимо.

Советы заказчику

 На сегодняшний день в Москве несколько организаций профессионально занимаются изготовлением значков, нагрудных знаков, галстучных зажимов и другой металлической сувенирной продукции. Некоторые из них достигли высокого уровня качества, вполне соизмеримого с существующими в мире стандартами на такие изделия. При этом большинство из них имеет квалифицированных дизайнеров, технологов, которые могут разработать и изготовить будущее изделие. Для того чтобы вы получили удовольствие от заказанной сувенирной продукции, рекомендую следовать нескольким простым правилам при выборе изготовителя:

  •  При оценке качества продукции соизмеряйте ваши ожидания и реальные образцы продукции, которые вам предоставил производитель. Заверения типа: «Заказанные вами изделия будут лучше, чем эти образцы», как правило, являются надеждами, которые не оправдываются. При этом иногда требуется уточнить: «Действительно ли именно это изделие изготовлено на вашем производстве?». Я несколько раз сталкивался с тем, что потенциальный изготовитель, демонстрируя продукцию, забывал отделить свои творения от изделий своих конкурентов.
  •  Заказывайте металлические сувениры загодя. Изготовление простого значка требует от двух до четырех недель с момента утверждения эскиза, срочность может привести к снижению качества.
  •  Помните, что эмали, применяемые при изготовлении значков, имеют химическую структуру, отличную от полиграфических красок, и, как следствие, не всегда возможно подобрать цвет эмали по Pantone или цвету логотипа на визитке. Поэтому желательно в процессе изготовления.
  • Изделия согласовать выкраски эмалей с производителем, а еще лучше согласовать эмали на стартовых образцах изделий, так как эмали обладают некоторой прозрачностью и на металле их цвет может отличаться от цвета на бумаге.
  • Если вы хотите заказать пиджачный металлический значок с фирменной символикой, его размер должен быть от 10 мм до 25 мм (стандартом для круглых пиджачных значков является 18мм), в противном случае его или примут за заклепку, или он будет выглядеть как значок «Спроси меня как!». Наиболее привлекательно выглядят значки, основная площадь которых покрыта эмалями. Значки без эмалей круглой формы выглядят как солдатские пуговицы.
  • Если ваш дизайнер самостоятельно разрабатывает макет будущего изделия, то он обязательно должен получить от изготовителя консультацию о технологических ограничениях. К основным ограничениям относятся минимальные радиусы закруглений контура значка, минимальная толщина металлической линии, разделяющей эмали, и некоторые другие. Эта информация позволит максимально точно выразить вашу идею в изделии.

 В заключение хочется сказать, что времена, когда качественный значок можно было заказать только за рубежом, уже прошли. Преимущество отечественного производителя не только в цене, которую вы заплатите за изделие. Заказывая значки за рубежом, вы заказываете «кота в мешке», тогда как заказав у местного производителя, вы можете контролировать все параметры будущего изделия.